63 комментария: Вопросы-ответы учителю-логопеду

  • Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

    • Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. Для каждого уровня развития речи можно прочитать в советах от логопеда выше.

  • Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

    • Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса публикаций на просторах интернета, помогающих родителям развивать речь ребенка. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики.

  • Сейчас картавость не считается дефектом речи, и целенаправленно в детских садах с ней не борются. Нужно ли делать это самостоятельно?

    • Это личное дело каждого человека. Но слышать это, согласитесь, не очень приятно, когда речь нечистая. На мой взгляд, картавость нужно убирать. Но, к сожалению, если установился картавый звук в речи у ребенка, исправить это будет очень тяжело. То есть работает корень языка, а звук „р“ образуется впереди, работать должен кончик языка. И перетащить звук с заднеязычной позиции вперед бывает очень проблематично. Это зависит еще и от потенциала ребенка, от упорства, от усидчивости, от желания родителей. Если вы почувствовали, что появился горловой звук, сразу нужно идти к специалисту, если вы не хотите, чтобы этот звук закрепился в речи.

  • Заниматься с ребенком уже по конкретным дефектам можно дома? Или лучше ходить к логопеду?

    • Первично, конечно, нужно сходить на консультацию к специалисту, чтобы помогли выстроить правильную программу занятий дома. Если у родителей есть возможность посещать занятия, то хотя бы раза два в неделю – не помешает.

  • Как часто проходят занятия и сколько они длятся?

    • Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Ребёнок посещает занятия 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-20 мин. Подгрупповые занятия учитель-логопед планирует с детьми одного возраста и со сходными нарушениями речи или индивидуально.

  • Если произносит звуки «Л», «Р» правильно, но когда он общается со сверстниками и семьей, то произносит эти звуки неправильно. ПОЧЕМУ?

    • Не сформирована привычка самоконтроля. Необходимо многократное повторение речевого материала (стихи, поговорки, скороговорки) с поставленными звуками «Л» и «Р».

  • . Как правильно начинать обучение чтению?

    • Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит ЗВУК.

  • Здравствуйте. Моему сыну 4 года. Говорит невнятно, окончания слов глотает, многие звуки не произносит, полноценного высказывания от него не добиться. Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек?

    • По статистике, девочки в развитии речи на несколько месяцев опережают мальчиков. Известно также, что среди детей с логопедическими проблемами значительно больше мальчиков, чем девочек.
      Конечно, это лишь общее правило, из которого много исключений. Найти однозначное объяснение этому явлению пока не удалось. Но есть гипотезы. Так, некоторые ученые полагают, что все дело в пучке нервных волокон, который соединяет левое и правое полушария мозга. У мальчиков он тоньше, чем у девочек. Поэтому, несмотря на хорошее развитие самих полушарий, мальчикам сложнее осуществлять между ними обмен информацией, в том числе оформлять свою мысль в грамотное речевое высказывание.

  • В нашей семье дети двойняшки. Им по 3 года. Окружающие совсем не понимают их речь, а я частично. Они говорят на каком-то «своем» языке, и много жестикулируют. Надо ли стимулировать их речь или еще рано? Какие упражнения порекомендуете?

    • Для близнецов характерна данная модель речевого общения. Заметное отставание в речи свойственно близнецам только в раннем и дошкольном возрасте. Даже постепенно овладевая взрослой речью, близнецы, могут сохранять «секретный» язык для общения между собой, используя его осознанно и произвольно. Эта категория детей находится в группе риска, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу по развитию речи с каждым ребёнком.

  • Сыну 2.9 повторяет все слова, даже не простые. Предложения чаще из двух, реже из трех слов. Песенки поет длинные. Произношение, если торопится, не очень. В таком возрасте какие нормы для мальчиков? Очень развита мелкая моторика. К логопеду лучше в 3г? И как дома развить речь чтоб говорил длинными предложениями?

    • да, разумнее обратиться к логопеду. На консультации логопед выяснит, насколько ситуация критична и есть ли повод для беспокойства. Учитывая, что фразовая речь уже есть, формируется — уже хорошо, возможно, формирование происходит с некоторой задержкой развития по темпу, т. е. опаздывают сроки.

  • Многие родители не принимают всерьёз проблемы неправильной речи у ребёнка, надеясь на то, что это «само пройдет». Несвоевременное обращение к логопеду может иметь последствия?

    • Чем раньше родители обращаются за помощью, тем проще и легче преодолеть трудности речи. Если нарушение произношения сохраняется вплоть до школьного возраста, могут возникнуть трудности с письмом и с чтением. Ребёнок может пропускать буквы или заменять их другими. Если проблемы в другой стороне речи: ребенок неправильно согласует слова (например, «мама пришёл»), не может построить правильную законченную фразу, пересказать текст и т.д. — это тоже может мешать полноценному школьному обучению. Рекомендую не перегружать ребёнка ещё и занятиями с логопедом, а позаниматься с ним в дошкольном возрасте. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать более серьёзных ошибок в будущем.

  • При постановке звука «Р» кончик языка должен просто подниматься к альвеолам и слегка касаться их, то есть быть расслабленным, или наоборот — должен быть напряжен и как бы «давить» с силой на альвеолы? Полностью звук автоматизировала в речи, но иногда проскакивает хлюпающий звук, ищу причину. Заранее спасибо!

    • Правильная артикуляция звука «р» заключается в следующем:
      губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
      зубы — разомкнуты;
      язык — широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
      голосовые связки — вибрируют, давая голос;
      воздушная струя — очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

  • Ребёнку ровно 3, но до сих пор происходит замена звуков в словах Да — Га, неТ- неК, Наташа — Макаша. При этом говорит правильно Наталья. Что порекомендуете в данной ситуации. Спасибо.

  • Что такое ОНР и можно ли ее исправить?

    • ОНР расшифровывается как «общее недоразвитие речи». Это значит, что у ребенка есть проблемы не только со звукопроизношением, но и маленький словарный запас, его речь неправильна, может быть нарушено фонематическое восприятие и слоговая структура слова.
      Если малышу поставили ОНР, с ним должен заниматься специалист. Речь и мышление взаимосвязаны. Отставание в развитии речи может «затормозить» развитие мышления.
      Чтобы снять диагноз ОНР, потребуется комплексная работа с логопедом, психологом, иногда с неврологом и дефектологом. Бывает, что ребенок расстается с диагнозом за год, а бывает, что трудиться приходится до нескольких лет.

  • Моему ребенку поставили ФФНР – стоит ли бить тревогу?

    • ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это значит, что у ребенка страдает как звукопроизношение, так и звукоразличение, например, он может путать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
      Исправлять ФФНР стоит обязательно. В дальнейшем оно может создать трудности в обучении чтению и письму, привести к дисграфии.

  • Каковы причины речевой задержки у детей?

    • Когда приходят на первый прием с жалобой «нет речи», мы начинаем изучать анамнез беременности, родов матери, а также жизни ребенка до трех лет, особенно первого года. В научной литературе описаны более 400 причин отклонений в развитии ребенка. Но в основном это гипоксия плода, вызванная разными обстоятельствами. Не зря ведь раньше педиатры говорили: чтобы выносить ребенка без гипоксии, мама должна по восемь часов в день гулять на свежем воздухе.

  • Обязательно ли ребенку проходить ПМПк для того, чтобы специалист (логопед или психолог) взяли его на индивидуальную работу или решение ПМПк необходимо в индивидуальных, сложных случаях?

    • Психолого-педагогическая помощь обучающимся/воспитанникам в ней нуждающимся, должна быть оказана в двух случаях:
      1. Обучающийся является ребенком с ОВЗ (имеет соответствующее заключение ПМПК)
      2. Обучающийся является ребенком, испытывающим трудности в усвоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации (обязательным является наличие рекомендаций ПМПк учреждения и согласие родителей)

  • Есть мнение, что даже с грудным ребенком нужно постоянно разговаривать. Так ли это?

    • Обязательно. Причем, даже с младенцем не надо сюсюкать, как наши бабушки привыкли. Надо с ребенком разговаривать чистой четкой речью всегда. И все ему объяснять, проговаривать каждое действие. Чтобы ребенок понимал, что мы делаем, зачем мы это делаем. Тогда и понимание речи будет у ребенка развиваться правильно, и своя речь будет формироваться правильно.

  • Сколько занятий обычно требуется для постановки звука, а сколько – для его закрепления?

    • Все дети разные. Этап постановки звука и этап его автоматизации или закрепления – это две разные вещи. Поставить звук можно за одно занятие, а автоматизироваться он может не один месяц. Поэтому никакой четкой грани – сколько, месяц или полгода – нет. Автоматизация – это когда звук сначала нужно закрепить изолированно, потом в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи. В зависимости от причин нарушения, от физиологии ребенка, конечно, от неврологии, и будет идти автоматизация того или иного звука.

  • Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

    • Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного положения к другому. Этому и поможет научиться артикуляционная гимнастика.

  • Чья роль в процессах закрепления звуков больше – логопеда или родителей?

    • Многие родители снимают с себя всю работу – они отдали ребенка на занятие, где ему должны все поставить, и все должно быть хорошо. Это неправильно. Чем чаще и упорнее вы будете заниматься дома и закреплять пройденный на занятии с логопедом материал (два раза в день!), тем скорее и лучше пойдет процесс автоматизации.

  • Нужно ли поправлять ребенка? Заставлять произносить правильно?

    • Насильственно заставлять ребенка не стоит, потому что у него это вызовет негатив, к занятиям он будет относиться с опаской («Вот! Опять!»). А поправлять – можно: в игровой, может быть, какой-то смешной форме. Например: «Послушай, как я красиво говорю: ррррработа. А ты умеешь так?»

  • На каком языке говорить с ребенком: в нашей семье говорят на нескольких языках?

    • В семье, где родители ребенка разной национальности, этот вопрос становится очень актуальным. Когда речевое развитие ребенка проходит без особенностей, одновременное усвоение нескольких языков не представляет для ребенка сложностей, тем более, что один из языков все равно занимает для ребенка главенствующее положение. Таким языком обычно становится родной язык матери, поскольку именно она проводит с ребенком большую часть времени. То же самое можно сказать и о сознательном стремлении родителей развивать лингвистические способности ребенка, когда родители, свободно владеющие несколькими языками, договариваются о том, что они будут разговаривать с ребенком на разных языках.
      Однако, если речевое развитие ребенка нарушается, или отстает от темпов нормального развития, подобный подход в воспитании ребенка не желателен, поскольку он начинает тормозить речевое развитие ребенка. Если развитие речи ребенка проходит с отставанием или особенностями, необходимо выбрать один язык, который ребенок будет осваивать. Отступление от этой рекомендации советуют делать некоторые специалисты при заикании у ребенка. Известны случаи, когда речевые симптомы заикания проявляются на одном языке, но не проявляются, когда ребенок говорит на другом.

  • А что проверяется во время обследования?

    • Логопедическое обследование необходимо для выявления причин дефекта. Здесь подробно обследуется речь ребенка: не только произношение, но и умение слышать звуки ( фонематическое восприятие) в своей и в речи окружающих, объем словарного запаса, умение обобщать слова по группам. Обобщая и анализируя полученные данные, выявляется причина нарушения развития речи и намечаются пути преодоления дефекта.

  • Что такое фонематический слух?

    • Многие путают фонематический слух с физическим. Это не физический слух. Это слух, который отвечает за восприятие звуков, за их различение. Как это можно проверить у ребенка 4-5 лет (этому мы учимся на занятиях): Апельсин, Акула, Америка – на какой звук начинаются все эти слова? «На звук «а», — ответит ребенок, если он его слышит, отличает от других звуков. Точно так же с другими звуками. Или, например: давай произнесем «ммммалина». Произносим утрированно и спрашиваем, есть ли звук «м» в слове «малина»? Где он стоит? В начале? В середине? В конце? Если ребенок не слышит этого звука, то он его плохо произносит, и, соответственно, может путать его на письме.

  • Что такое «короткая уздечка»? На самом ли деле она мешает развитию речи? Всегда ли необходимо хирургическое вмешательство?

    • Если вы поднимите язычок наверх за зубы, то под ним увидите тоненькую «ниточку». Это и есть уздечка. Если она короткая, то она не даст язычку дотянуться наверх за зубы. Из-за этого могут быть проблемы с некоторыми звуками. С помощью специальных упражнений её можно растянуть. Если, поупражнявшись, растянуть не получается, её можно подрезать. Но я рекомендую всегда сначала позаниматься, прежде чем идти к врачу. Всё-таки это стресс для ребёнка.

  • А если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении ребенка? Или, например, неправильная речь, которую ребенок слышит в коллективе, в детском саду?

    • Что касается родителей, если это какие-то индивидуальные, физиологические особенности мамы или папы, то эти дефекты могут сохраниться и у ребенка, и вследствие этого он получит неправильное произношение. Но это совсем не обязательно, ребенок – это другая личность, и у него может быть все по-другому. Если говорить о коллективе, садике – там ребенок слышит, как разговаривают его сверстники, подражает им и, придя домой, может начать говорить точно так же. Очень часто такое бывает с заиканием. В этом случае надо поправлять ребенка, поговорить с ним.

  • С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется?

    • Это может быть течение беременности, которое, опять же, может быть связано с экологией. Физиология речевого аппарата ребенка. И, конечно, большое значение имеет неврология.

  • eventually investment viagra for sale canadian obviously rent
    viagra usa hard cold real viagra for sale online exactly student [url=http://viacheapusa.com/#]viagra for sale on craigslist[/url] tight heat viagra
    for sale greatly drink

  • Отличный пост, полный полезных советов! Мой сайт довольно новый, и мне также трудно заставить своих читателей оставлять комментарии. Аналитика показывает, что они приходят на сайт, но у меня такое чувство, что «никто не хочет быть первым».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *